Опубликовано

Баланс Белого и цветовая температура

Настройка ББ

Человеческий зрительный аппарат легко адаптируется к условиям освещения. Лист белой бумаги мы будем видеть белым и при свете свечи и при свете ламп дневного света. Камера, как в случае с человеческим глазом, не может адаптироваться самостоятельно к восприятию меняющихся цветов. Для того, чтобы цвета на фотографии передавались правильно — мы должны подсказать фотокамере, какой цвет является белым.

Наверняка вы встречали, да и сами получали, фотографии с явной желтизной или наоборот, с синим оттенком.

Чтобы снимки получались с естественными цветами мы должны настроить баланс белого в фотокамере. Самый быстрый и простой способ — заходим в меню фотоаппарата, выбираем пункт баланс белого и выбираем наиболее подходящий пресет. Как правило, в любой камере есть пресеты почти на все случаи жизни. Съемка на открытом солнце, съемка в тени, съемка в облачный день, и тд.

Но жизнь, всё таки, куда более интересна и непредсказуема, порой мы попадаем в такие условия, что ни один готовый пресет нам не поможет установить правильный Баланс Белого (ББ).

Второй способ, для более точной передачи баланса белого, во многих цифровых фотокамерах есть функция определения баланса белого по эталонному снимку. Нужно просто сфотографировать белый лист бумаги или специальную серую карту, и указать камере, что вот это и есть истинно белый (нейтральный) цвет.

Будьте бдительны, тут есть подвох. К сожалению, канцелярские листы бумаги формата А4, не всегда бывают чисто белого цвета. Иногда они могут быть слегка желтоваты или, наоборот, слегка голубоваты. В таком случае ББ будет установлен неверно. Лучше всего использовать специальные Серые карты или Белые карты, купленные в фотомагазине, которые будут иметь гарантированный нейтральный цвет без примесей.

Третий способ — сфотографировать «серую карту» на тестовом кадре, не меняя настроек в самой камере. Вы можете оставить Баланс Белого на камере в режиме автобаланс и перед началом съемки снять серую карту, которая потом послужит в качестве образца при работе с RAW файлами.

needpix.com

Такой способ хорошо работает, если условия освещения не меняются. Алгоритм действия такой: вы выставляете нужное освещение, делаете первый кадр вашей модели с серой картой в руках, затем убираете карту и проводите фотосессию по плану, на постобработке во время конвертации RAW файлов вы используете первый кадр как образец, выставляете по нему Баланс Белого, кликнув серой пипеткой в серую карту, а затем просто копируете настройки на все остальные кадры этой фотосессии. Поверьте, сделать это быстрее, чем написать этот алгоритм.

Самое интересное в том, что во время съемки, глядя в видоискатель, вы не видите, как влияет настройка ББ на фотографию. Ровно до тех пор, пока не сделаете снимок.
Поэтому, очень важно разобраться с понятием ББ так, чтобы у вас не было проблем с его коррекцией.

Цветовая температура

Четвертый способ установки Баланса Белого в камере – это указать точную цветовую температуру источника света, если она вам известна.

Цветовая температура измеряется в градусах по шкале Кельвина и обозначается буквой К.

0 Кельвинов – абсолютный ноль, -273,15 градуса по Цельсию.

Цветовая температура – это температура абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение. Проще говоря, температура 5000К – это цвет, который приобретает абсолютно черное тело при нагревании его до 5000К. Цветовая температура оранжевого цвета – 2000К, это означает, что абсолютно черное тело необходимо нагреть до температуры 2000К, чтобы оно приобрело оранжевый цвет свечения.

Каждому цвету и источнику света соответствует его цветовая температура. Это характеристика источников света, определяющая цвет и цветовую тональность света.

Посмотрите на рисунок — красный и желтый свет в фотографии принято называть теплым. Это свет от горящей свечи, далее свет от ламп накаливания и ближе к флуоресцентным лампам.

А вот дневной свет, свет от вспышек и выше по шкале — принято называть холодным.

Творческое использование ББ

Можно использовать источники света с разной температурой, указывая в камере нужный ББ и разбивать картинку на теплый-холодный цвет. Особенно часто этот прием используют осветители в кино. Если вы внимательно посмотрите фильмы, то сразу обратите внимание на это. Например, можно использовать теплый источник света как рисующий свет и холодный источник света как контровой.

Идеальный баланс белого нужен не всегда. Например, в художественной фотографии баланс белого может быть использован как творческий инструмент для создания настроения снимке.

На левом снимке ББ сдвинут в теплое, чтобы создать ощущение теплого лета. На правом снимке, наоборот, мы видим заснеженный пейзаж и соответственно ББ сдвинут немного в холодное, чтобы создать у зрителя ощущение морозного дня.