Опубликовано

Художник взаперти

Это эссе — квалификационная работа, которую я защищал после обучения в нью-йоркском музее современного искусства (MoMA). Она посвящена циклу фотографий, сделанному моей коллегой за время самоизоляции. Перевел на русский язык, чтобы вы тоже могли прочитать.

Фотограф Анна Иванцова из Москвы работает в благотворительном проекте “Такие дела”. Обычно она снимает репортажи про людей, которые столкнулись с трагическими обстоятельствами, о невидимых героях, которые изо дня в день делают мир лучше, или о проблемах, про которые должно узнать как можно больше людей.

Когда 30 марта 2020 года в России ввели карантин из-за эпидемии коронавируса, Анна, как и все фотографы в стране, оказалась заперта в своей квартире и не могла больше ездить на съемки. Тогда она начала каждый день фотографировать своего мужа и выкладывать снимки в инстаграм.

Сама Анна говорит, что сначала делала это для того, чтобы чем-то наполнять свой инстаграм. Потом — чтобы не разучиться фотографировать. Но в этом цикле работ есть и другие, более глубокие смыслы.

На первых фотографиях муж Анны, Артем, занят повседневными делами. он работает за компьютером, заглядывает в холодильник, идет в магазин, лежит в ванне. На других фотографиях есть декорации, а повседневные предметы одежды использованы в качестве костюмов различных персонажей. Например, полотенце на голове превращает Артема в человека с картины Вермеера. А простыня, комнатная монстера и игрушечные резиновые динозавры переносят его в фильм “Парк Юрского периода”. Вдохновением для других снимков стали японские гравюры, картины художников эпохи барокко, современные работы.

Фотографии, которые Анна Иванцова сделала за полтора месяца, заставляют задуматься о вопросах, связанных и с отношениями, и с искусством. Хорошо ли на самом деле знают друг друга люди, которые живут вместе? Что они откроют друг в друге, если окажутся запертыми в замкнутом пространстве и не буду ходить на работу и общаться с другими людьми? Можно ли каждый день открывать в любимом человеке что-то новое?

А еще — каковы границы условности? Что нужно, чтобы зритель принял банное полотенце за головной убор средневекового купца? Как далеко можно зайти в схематичности изображения, чтобы оно осталось узнаваемым и достоверным?

Есть и еще один момент, делающий фотопроект Анны Иванцовой любопытным. С момента возникновения фотографии фотографы шли за реальностью — встречались со своими героями, искали удивительные пейзажи и сюжеты, выбирали моделей и реквизит. Этот цикл работ показывает, что фотограф может еще и создавать реальность, даже когда для этого, казалось бы, нет возможностей. Художник остается художником.

Инстаграм Анны Иванцовой