Опубликовано

Трэш и угар. Свадебная фотография Яна Уэлдона

В последние годы в свадебной фотографии царит тренд репортажной съемки. Это когда фотограф не вмешивается в ход событий, старается быть невидимым и незаметно делает живые, непостановочные и очень эмоциональные кадры. Британский фотограф Ян Уэлдон пошел дальше всех и показал забавную, а иногда и неприглядную сторону свадеб. От клиентов нет отбоя!

«Я не свадебный фотограф», — говорит фотограф из Ньюкасла Ян Уэлдон. Вместо этого он предпочитает называть себя «фотографом, который фотографирует свадьбы». Его дебютная выставка проходит в фонде Мартина Парра в конце месяца — одновременно с выпуском новой книги, совместно изданной фондом и RRB PhotoBooks. Новая серия Яна под названием «Я не свадебный фотограф», несомненно, призвана пролить свет на традиционный жанр.

Ян начал свою карьеру, занимаясь свадьбами, так он зарабатывал на жизнь. Сейчас он говорит об этом опыте как о “нижней ступеньке в фотографии”. А тогда и не подозревал, что когда-нибудь посмотрит на церемонию бракосочетания в совершенно новой и честной манере. «Я думаю, что понимание идей фотографии и попытка применить их в жанре, который настолько укоренился в традициях и популярной эстетике, помогли мне найти путь, — говорит Ян. — Потребовалось порвать с обычаями и сосредоточиться на идее, чтобы свадьбы стали собственным проектом в этом смысле. Это был серьезный челлендж».

Мятежный характер и дух документального стиля — это то, что определяет эстетику снимков британца. Уэлдон описывает это как ”следствие» его учебы и практики, но на самом деле это антитеза коммерческой работе ради денег, с которой мы все слишком хорошо знакомы. «Я вижу так много свадебных фотографов, практикующих популярную эстетику, что каждая свадьба, которую они фотографируют, выглядит точно так же, как все остальные, и это не то, что меня интересует”.

Активный поиск реальных моментов — например, глажка юбки в последнюю минуту или набивание ртов канапе – и “подход к каждой свадьбе полностью открытым”, без предвзятого представления о том, как это должно выглядеть, — вот как Ян получает свои фотографии. Он продолжает: «Я просто реагирую на людей и окружающую обстановку и плыву по течению дня». А это значит, что он может стать ближе к тому, что происходит на самом деле, как физически, так и эмоционально.

Все фотографии Ян сделал на реальных свадьбах, где он был нанят как фотограф. Это и свадьбы на задних дворах в шахтерских деревнях, и в особняках на Голливудских холмах. “Почти все пары говорили, что не хотят, чтобы на их свадьбе был свадебный фотограф”, — говорит Ян. «Независимо от бюджета, все были заинтересованы только в том, чтобы запечатлеть реальность дня”.

Важно отметить, что Ян ничего не имеет против традиционной свадебной фотографии – “это бизнес, и чтобы быть финансово успешным, вы должны играть в эту игру» – но ему не хватает свободы творчества. До недавнего времени Ян был лектором по истории фотографии и преподавал начальный курс фотографии, а это означает, что ему не нужно было полагаться только на доход от съемки свадеб. «К сожалению, как только вы начинаете гоняться за гонорарами, вы должны отказаться от свободы своего видения”, — говорит Ян. Я уверен, большинство креативщиков с этим согласятся.

Свадебный он фотограф или нет, Ян достаточно прочно устроился в жанре, чем он, кажется, весьма доволен. «Я нахожу это освежающим — что в то время, когда большинство людей живут с оглядкой на лайки в соцсетях, все еще есть люди достаточно смелые, чтобы доверить мне сделать свое дело”, — говорит он.

Что думаете? До какой степени «документальности» может доходить свадебная фотография? Вы бы стали снимать на таком уровне откровенности?

Photos: Ian Weldon